Как отражается финансовый кризис на туристическом бизнесе? Грядут ли банкротства туроператоров? Оба этих вопроса обсуждали 10 ноября на совместной пресс-конференции АТОР и Ростуризма.
Сначала президент АТОР (он же глава Ростуризма) Анатолий Ярочкин рассказал, что лучше всех на туристическом рынке России чувствуют себя туристические компании в Сибири: объемы продаж не уступают прошлогодним. В центральных же регионах России отмечается примерно 30-процентное сокращение продаж на короткомагистральные направления (Испания, Франция, Египет и др.). По мнению г-на Ярочкина, панические настроения на рынке подогревают клиенты, замершие в ожидании худшего. Первый вице-президент АТОР Владимир Канторович назвал три фактора, негативно влияющих на ситуацию: «эмоциональный» (та самая клиентская неуверенность в завтрашнем дне), «банковский» («зависание» платежей) и третий, без названия, суть которого в том, что у турфирм исчезла возможность покрытия убытков за счет перспектив последующих сезонов (поскольку рост продаж прекратился). Как и в августе, г-н Канторович заинтриговал присутствующих тем, что знает пару десятков туристических компаний, балансирующих на грани банкротства. Назвать их он, разумеется, отказался. Впрочем, по мнению выступающего, исчезновения, а также слияния, поглощения и прочие альянсы туристических компаний в какой-то мере санируют отрасль. «Главное, чтобы не пострадали люди», – не совсем логично резюмировал эксперт.
Массовых сокращений персонала в турбизнесе, в отличие от строительной и банковской сфер, правда, пока нет. Называется цифра в 8–10%. Еще один вице-президент АТОР – Алексей Крылов – обратил внимание, что среди первых, кого коснулся кризис, оказались билетные компании (в частности – Avantix). И связано это не только с задержками банковских перечислений, но и с монополизмом в среде авиаперевозчиков.
Участники пресс-конференции заодно высказали критику в адрес ФАС РФ, которая, по их мнению, не тем занимается (имея в виду недавнее письмо ФАС в Госдуму и правительство с предложением увязать размер фингарантий с объемами конкретного туроператора). Далее участники уже логично переключились на обсуждение фингарантий. О необходимости повышения минимальной планки говорили все: и представители АТОР, и замглавы Ростуризма Евгений Писаревский. В итоге последовало предположение, что «компании не посыплются, а банкротства будут носить разовый характер». В заключение Владимир Канторович образно донес до журналистов главную боль туроператоров: «Необходимо как можно скорее раскрыть над потребителем финансовый зонтик». И пояснил, что речь опять-таки идет о стомиллионных финансовых гарантиях.
