Минтранс и Росавиация намерены потребовать от авиакомпаний предоставить финансовое обеспечение (депозит, банковскую гарантию или страховку), которое позволит даже в случае отсутствия доходов от перевозок осуществлять деятельность в течение трех месяцев. Как сообщает газета «Ведомости», в субботу 27 декабря глава Минтранспорта Игорь Левитин обсудит эту инициативу с представителями авиакомпаний. На встречу приглашены руководители «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», UTair и «Волга-Днепр».
Как говорят эксперты, опрошенные корреспондентом «БАНКО», от предложения министра, скорее всего, будет невозможно отказаться. Дело в том, что крупным перевозчикам обещаны льготные кредиты на «неотложные нужды»: оплату керосина, погашение долгов по аэропортовым сборам, аэронавигационным услугам и др. Так что требование предоставить финансовые гарантии в такой ситуации может быть расценено как необходимое условие для получения господдержки, считают наблюдатели. Видимо, опасаясь повторения августовских скандалов, когда в аэропортах по всей стране сидели пассажиры проблемного альянса AirUnion, власти намерены усилить и контроль за финансами перевозчиков. В частности, Росавиация может получить право оперативного доступа к информации о денежных потоках авиакомпании и, в случае нарушения установленных нормативов, приостанавливать или даже аннулировать сертификат эксплуатанта.
Между тем пока непонятно, где авиакомпаниям взять средства для обслуживания гарантий. По словам Евгения Марьенкина, директора департамента чартерных перевозок «Атлант-Союза», в текущей ситуации «заморозить» на банковском депозите сумму, эквивалентную трехмесячному обороту, нереально. Например, «Атлант-Союзу» в летний период пришлось бы выделить на эти цели не менее $150 млн. «Страховка – один из рабочих вариантов, но для его реализации авиакомпании все равно придется аккумулировать весьма значительные средства», – рассказал наш собеседник. Впрочем, он подчеркнул, что окончательные выводы можно будет делать не ранее понедельника, после того как пройдет совещание.
Тем временем, туроператоры, которым всего полтора года назад самим пришлось гарантировать свою ответственность, приветствуют инициативу Минтранспорта. «С нашей точки зрения, введение дополнительных гарантий для авиакомпаний хорошо отразится и на потребителях, и на туристическом рынке. Особенно это важно сейчас, в условиях кризиса, когда ходит много слухов и т.п. Туристы будут спокойнее относиться к перелетам, а значит, и к туроператорам», – сообщила Евгения Конколь («Спектрум»), вице-президент Ассоциации туроператоров России.
