9 августа в ИС «БАНКО» обратилась гендиректор агентства «ТурЭкспресс» Валентина Савчук с жалобой на туроператора «Аватур». По ее словам, полтора месяца назад ее турфирма сделала заказ на две путевки в турецкий пятизвездочный отель Champion Holiday Village и внесла предоплату 20 тыс. рублей. За пять недель до поездки клиенты отказались лететь, сославшись на семейные обстоятельства. «ТурЭкспресс» вернул им деньги и, в свою очередь, обратился в «Аватур» с просьбой отдать аванс. Туроператор, по словам Валентины Савчук, и слышать не хотел о возврате и предложил агенту приобрести у него еще пять туров. В этом случае партнер пообещал не удерживать с агентства 5% – неустойку от полной стоимости пакета, предусмотренную договором. А внесенную предоплату – зачесть в счет оплаты вновь забронированных туров.
«ТурЭкспресс» такой вариант не устроил. По словам г-жи Савчук, после длительных переговоров она уже была готова согласиться и на предложенный вычет неустойки (около 7 тыс. рублей). Тем не менее партнер все равно ничего не захотел возвращать.
Гендиректор «Аватур» Эльхан Эюбов утверждает, что предлагал в качестве взаиморасчета приобрести не пять туров, а всего один – на сумму, не меньшую, чем размер предоплаты. А категорический отказ вернуть предоплату объяснил «сложившейся практикой общения с агентами». По его словам, предоплата до сих пор «висит», а сам он ждет, пока «ТурЭкспресс» согласится с предложенными условиями.
Проблемы турагента усугубляются тем, что предоплату он оформил наличным платежом (кассовый чек при этом получен не был) в середине июня, а договор с «Аватур» был подписан позже, в начале июля. То есть на момент платежа договора не было.
Юристы называют подобные конфликты между оператором и агентом довольно типичными. По мнению исполнительного директора «Клуба защиты прав туриста» Федора Коробова, если санкции за возврат договором не предусмотрены либо такого договора нет, то вычитаются только фактически понесенные оператором расходы (к примеру, на бронирование). Остальная же сумма возвращается агенту. Если в документе сумма неустойки указана (допустим, при отказе за 21 день до поездки – 5% от стоимости тура), то оператор опять же обязан вернуть предоплату, но за вычетом неустойки.
Любопытно, что упомянутый договор предусматривает «возмещение расходов в сумме 5% с туриста», то есть трактовать его здесь можно по-разному – вычитание как процента с предоплаты, так и процента от общей стоимости тура.
При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал
www.TourDom.ru
обязательна