Турагентов, пострадавших от сотрудничества с компанией «Детур», продолжает беспокоить вопрос: как получить обратно деньги за уже оплаченные путевки? В первую очередь, непонятны перспективы отдыха туристов, которые еще не успели вылететь в Турцию. Несмотря на то, что претензии к страховщику-гаранту может предъявить только частное лицо (турист), многие агентства обратились за разъяснениями к юристам компании «РОСНО». Там им сообщили, что туристы, которые приобрели путевки «Детура» на предстоящие даты, должны дожидаться дня вылета. В случае невыдачи к этому сроку агентам полного комплекта документов, необходимого для поездки за рубеж, клиенты имеют полное право обращаться в «РОСНО».
В то же время, финансовых гарантий «Детура» может оказаться недостаточно для полного возмещения расходов пострадавших. «На 30.06.2008 количество российских туристов, приехавших в Турцию по путевкам компании «Детур», составило 587 человек», – сообщает официальный пресс-релиз Министерства культуры и туризма Турции. Нетрудно подсчитать, что при средней стоимости турецкого тура в 25 тыс. рублей десятимиллионной фингарантии хватит на 400 человек. «Если дело дойдет до страховых выплат, то средства будут возвращаться пострадавшим в пропорциональных долях», – полагает директор агентства «Евротур» Сергей Онищенко, который уже сталкивался с подобной ситуацией в связи с деятельностью оскандалившейся компании «Алеа» (http://www.tourdom.ru/news/?read=14328).
Многие агентства понимают, что денежные потери практически неизбежны. Тот же Сергей Онищенко оплатил проживание своих четырех туристов с помощью другого туроператора, понимая, что потраченные деньги, скорее всего, не вернутся. Другие агенты заявляют о готовности возместить ущерб клиентам в случае, если ТО или страховщик полностью его не компенсирует.
Между тем, есть вероятность, что до страховых выплат дело не дойдет. «Дело в том, что поступившие заявления туристов и турагентов в соответствующие органы могут привести к заведению на руководство «Детур» уголовного дела. В таком случае, возможно, туроператора обвинят в мошенничестве, а страховая компания приостановит выплаты до принятия решения судом. Если факт мошенничества будет доказан, то страховая компания не будет производить выплаты, так как противоправное действие застраховать нельзя», – полагает сопредседатель «Клуба защиты прав туриста» Роман Бобылев. При этом наш собеседник подчеркнул, что даже в случае вынесения обвинительного приговора никто не гарантирует туристам возвращения их денег. «Это может произойти лишь в том случае, если у «Детура» есть соответствующие средства на счету, или же если компания сменит владельца», – поясняет г-н Бобылев, добавляя, что в данной связи считает закон «Об основах туристской деятельности в РФ» несостоятельным в части обеспечения финансовых гарантий туриста. «Гораздо эффективнее был бы негосударственный фонд на уровне саморегулирующейся организации, с отчислениями от крупных туроператоров, но в то же время подконтрольный не туристическому сообществу, а общественным организациям», – полагает он.
