Тема топливных сборов после повышения цен на горючее уже второй месяц будоражит туристическое сообщество. В последние предновогодние дни в ИС «БАНКО» поступило несколько обращений от агентств с просьбой в очередной раз поднять вопрос: что делать в случае, если тур давно и полностью оплачен, а туроператор присылает требование внести дополнительную сумму? Причем по одной и той же заявке делает это уже не в первый раз.
В частности, по словам представительницы одного из московских ТА, так поступает компания «Путешествуй!», объясняя свою позицию допсборами со стороны авиакомпании KrasAir. «В первый раз, когда наши туристы – семья из трех человек, отправляющаяся на Мальдивы, – выбрали тур, туроператор выставил стоимость выше, чем та, по которой шло бронирование. С каждого человека пришлось взять дополнительно по 2320 руб. – это и был указанный размер топливных сборов. Туристы согласились; мы оплатили всю сумму сразу, по безналичному расчету. Но вчера нам пришло письмо за подписью генерального директора ТО, в котором от нас потребовали очередной доплаты за топливные сборы – в этот раз ее сумма составила 3765 руб. с человека. Получается, что в общей сложности мы должны потребовать с семьи из трех человек, уже единожды оплатившей топливные сборы, принести еще 11 тыс. руб.», – рассказала собеседница корреспондента ИС «БАНКО».
Аналогичные жалобы на действия этого ТО появились в сообществе TourdomProfi . Там уже не первый день продолжается оживленная дискуссия, в которой участвуют и туроператоры, и турагенты, и юристы. Агентству, в котором работает один из участников сообщества, пришлось также столкнуться с требованием доплаты от «Путешествуй!» в связи с тем, что KrasAir поднял цены на перевозку. Ранее тур был полностью оплачен. Но особенное возмущение представителей ТА вызвал тот факт, что туристы должны были вылететь 23 декабря, а письмо от «Путешествуй!» ТА получило только 17 декабря. В случае неуплаты под вопросом стояла выдача документов туристам.
Достучаться до представителей «Путешествуй!» (PTS Group), чтобы получить разъяснения по этому вопросу, в течение четверга, 27 декабря, а также пятницы, 28-го, оказалось делом нереальным. В офисе туроператора, куда звонил корреспондент «БАНКО», с директором или другим сотрудником, уполномоченным давать комментарии, не соединяли и в итоге предложили написать письменный запрос.
Мы обратились к руководителю юридического агентства «Персона Грата» Георгию Мохову, чтобы узнать, как в этом случае лучше действовать турагенту и каковы перспективы возможного судебного разбирательства с ТО.
«Если турагент решит не доплачивать за поездку туристов из своего кармана – а подавляющее большинство доплатит, чтобы не портить отношения, – то ему нужно установить факт изменения тарифной стоимости. Для этого надо получить от туроператора письмо, подтверждающее факт изменения авиакомпанией своих тарифов и предъявить его туристу как обоснование для доплаты, – рассказал он. – Однако турист имеет право отказаться от тура, подать в суд и требовать компенсации, и в 99% суд будет на его стороне и взыщет эти деньги с турагентства, которое заключало с туристом договор. При этом нередок такой вариант, при котором в этом случае ТО грозит оштрафовать турагентство за отказ от поездки туриста, не пожелавшего доплачивать топливный сбор. Тогда турагенту можно идти в арбитраж оспаривать штраф», – заявил г-н Мохов. По его версии, ответственности агента в этом случае нет, поскольку основное поручение принципала (туроператора) по продаже тура он выполнил полностью, а выполнение дополнительного поручения (перезаключение договора на новых ценовых условиях) от него не зависит. «Агент за исполнение сделки, то есть за туриста не в ответе», – сообщил Георгий Мохов. Правда, он подчеркнул, что конкретный результат разбирательства в арбитраже зависит от содержания агентского договора ТО – ТА и его правового вида, где бывают замаскированные правоотношения по типу возмездной услуги или купли продажи.
