Необычный конфликт поступил 3 апреля на разбор в отдел новостей «БАНКО». Необычность в том, что турагентство основные претензии предъявляет не ТО, а недавно завершившемуся суду. Вкратце дело обстояло так. По словам директора «Эль Дорадо-тур» Людмилы Нечипорук, они забронировали через «Мостравел» тур в Египет, но рейс авиакомпании Red Wings с вылетом задержался. По возвращении с отдыха туристка вчинила иск в Останкинский райсуд за неудобства ожидания, измеренные в часах. В ответчиках – турагент, туроператор и авиакомпания. Вердикт суда: «Мостравел» невиновен, с Red Wings взыскана стоимость съеденного истцом в ожидании рейса хот-дога, а с «Эль Дорадо-тур» – все убытки, включая моральный ущерб. По словам Людмилы Нечипорук, они составили половину стоимости тура, которая составляла 44 тыс. рублей. Суд взыскал в пользу туристки 23,3 тыс., из них 2 тыс. рублей – за моральный ущерб. Предложения к соответчикам поделить убытки остались без ответа. А дальше просто детектив. Турагентством была подана апелляционная жалоба в суд второй инстанции, который решение оставил в силе… без участия заявителя, так как тот не явился по повестке. Саму повестку (которую, как утверждает ТА, они не получали) удалось тайком сфотографировать на камеру мобильного телефона при вызове в суд первой инстанции для некоторых уточнений. В ней – неполный адрес и неразборчивая подпись неизвестного получателя. Но поезд, как говорится, ушел.
Эксперт юридического агентства «Персона Грата» Александр Байбородин отмечает, что налицо судебная ошибка, уходящая корнями в зачастую непрофессионально оформленные договоры ТА с клиентом. Кроме того, в договорах ТА часто фигурирует как "исполнитель". «Эту формулировку и принимают во внимание суды, хотя по закону «Об основах турдеятельности» в новой редакции, действующей уже два года, исполнителем, ответственным за качество услуг (в том числе перевозки), является как раз туроператор. Ответственность ТА не предусмотрена этим законом в принципе. Судьи же апеллируют к закону «О защите прав потребителей» и, ссылаясь на него, взыскивают деньги с ТА. Однако, согласно разъяснениям Верховного суда РФ, ФЗ «Об основах турдеятельности», имеющий статус специального, имеет приоритет перед законом «О защите прав потребителей». «Если в результате некачественно оказанных услуг деньги все-таки взыскали с ТА, следует предъявить регресный иск к ТО в Арбитражный суд», – советует специалист.
