В пятницу, 17 октября, в Минтрансе прошло совещание, на котором помимо министра транспорта Игоря Левитина и нового руководителя Росавиации Геннадия Кузенкова присутствовали представители Ространснадзора, Росаэронавигации, представители нефтяных компаний, авиакомпаний, а также Минфина, Минэнерго, ФСТ и Торгово-клиринговой палаты. Тема одна: как поддержать авиакомпании в условиях кризиса отрасли. По сообщению информационно-аналитического агентства Seanews, участники договорились «о целесообразности заключения долгосрочных прямых контрактов между авиакомпанией и поставщиками топлива». Будет выработан механизм ценообразования, а также отменена или отсрочена уплата ряда пошлин и НДС. Установленные тарифы и сборы за аэропортовое и аэронавигационное обслуживанике предполагается не менять до мая 2009 года. Госбанкам предлагается открывать кредитные линии авиакомпании по ставке, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ плюс 5 процентных пунктов. Все эти предложения направят в Правительство. Очевидно, что совещание спровоцировало выступление президента Медведева 16 октября, который учинил нефтяным компаниям публичную порку, требуя снижения цен на топливо и пригрозив санкциями вплоть до возбуждения уголовных дел. Кроме того, было предложено принять решительные меры по оздоровлению авиакомпаний, влезших в долги из-за июльского скачка стоимости керосина.
Таким образом, снижение цен на авиатопливо как одна из реанимационных мер вполне может стать реальностью. Тем более есть на кого равняться. Как пишет газета «Ведомости», за одну неделю конца сентября – начала октября в США оптовые цены на бензин снизились на 15%, розничные – на 4%; в Европе на 11 и 7% соответственно. В России опт «похудел» на 1%, розница осталась прежней. Возникает логичный вопрос: будут ли авиакомпании в случае удешевления керосина пересматривать контрактные цены, оговоренные с туроператорами ранее? В «Трансаэро», играющей значительную роль на туристическом рынке, ответить на него отказались. «Все зависит от того, как будет меняться цена на топливо», уклончиво сказал ее представитель, добавив, что тарифы уже были скорректированы 10 сентября. Напомним: на тот день топливо подешевело по сравнению с июлем на 20%, тогда как билеты в авиакомпаниях или не подешевели вовсе, или цена изменилась непринципиально. Можно предположить, что каких-либо значительных снижений стоимости билетов именно по причине удешевления топлива, и тем более пересмотра контрактов на чартеры, туроператорам ждать не следует. По прогнозам представителя компании «Аэрофьюэлз» Анастасии Матюшиной, резкое падение цен на авиакеросин вряд ли произойдет. «Хотя, заметила эксперт, угрозы сверху явно возымели действие на поставщиков топлива, и какие-то выводы они, безусловно, сделают».
